|
Дом-дворец
Дом-дворец - трехэтажное здание, выдержанное в стиле
зрелого классицизма и изумительно вписывавшееся в холмистый пейзаж.
Дворец блестал подлинной красотой и приводил в восторг всех,
его посещающих. Для внутренней отделки дворца применялись скульптура, лепнина, монументально-декоративная роспись, ценные
породы камня и дерева, различные дорогие отделочные материалы, зеркала и гобелены. Там хозяин, постоянно мечтавший променять
шум и блеск столицы на тишину и уединение деревенской жизни в своем детище-дворце, весьма доволен был результатами своих
трудов: "Дом каменный без меня состроен прекраснейший", - сообщает он своему другу Воронцову 30 июня 1795 года,- "по плану
Гваренгия выстроил дом каменный, в здешних краях на диво, какой и в провинциях аглицких был бы замечателен, не стороны
огромности, по красоте чистых пропорций своего фасада. Создал также и церковь каменную, больше чем деревенскую; в ней
уготовано место и для моего гроба..."
пишет он из Лялич 20 ноября 800-го года тому же С. Р. Воронцову. Дворцовый характер
здания подчеркивало великолепное убранство интерьеров. Основу его объемно-планировочной композиции, характерной для того
времени, составлял главный трехэтажный объем с полуподвалом, трактованный в подлинно палладианском духе. Прямоугольный
в плане, он был завершен вальмовой кровлей с венчающим ее куполом на квадратном в плане основании, четыре стороны которого
снабжены полукруглыми окнами в центральную залу. С фасадов во всю высоту здания в средней его части шестиколонные портики
коринфского ордера с фронтонами, поднятые на прорезанный арками выступ первого этажа. Пятиарочная нижняя часть соответствует
первому этажу дома, а колоннада — остальным двум. Центры боковых фасадов были отмечены двухколонными лоджиями на уровне
второго этажа. Широко раскинувшиеся закругленные галереи, по высоте равные первому этажу дома, соединяли его с двухэтажными
прямоугольными в плане флигелями. Фасады всех частей дома отличались строгостью пропорций и сдержанностью декора, образуя в целом фронтальную, подчеркнуто симметричную композицию с четко
выраженной горизонтальной направленностью. Первый этаж дома и галереи с флигелями имели тождественное решение: стены с общей
лентой цоколя и дощатым рустом, одинаковый ритм арочных проемов и окон с филенчатыми нишками внизу, полочками на уровне пят
и замковыми камнями, украшенными масками, и общий завершающий карниз. Прямоугольные окна второго, парадного этажа были заключены
в тонкие изящные рамки с сандриками; окна третьего над узкой карнизной тягой также прямоугольные, но меньшего размера и лежачие.
Строгий антаблемент с модульонами в карнизе завершал фасады, а также пологие фронтоны портиков, которые вместе с лоджиями
были главным их украшением. Рустованное основание купола прорезали большие полукруглые проемы, фланкированные маленькими
ложными окнами. Внутренняя структура дома традиционна для усадеб дворцового типа.
Некоторые цифры...
Дом-дворец имел внушительные размеры.
Приведем некоторые цифы:
"Главный трехэтажный корпус имел 20 сажень длины и 8 сажень вышины до крыши. Общая вышина с ротондой и куполом 12 сажень.
Расстояние от правого до левого крыла, т. е. длина всего дворца по прямой линии, 58 сажень.
Вышина одноэтажных крыльев —
флигелей четыре с половиной сажени. Окна первого этажа имеют без малого 2 сажени вышины.
Портик поддерживается шестью колоннами коринеского ордена. Вышина портика с фронтоном — 6 сажень. Портик украшен тремя
статуями, каждая по 4 аршина вышины. Оконных и дверных отверстий по наружным стенам, не считая подвальных, 184. Жилых комнат 81.
Комнаты второго этажа двухсветные, центральная с хорами."
Планировка
Планировка дома анфиладная. Все помещения различного назначения группировались во втором и третьем этаже вокруг центрального двусветного
купольного зала. Основные парадные залы, как обычно в усадьбах того времени, располагались на парковой стороне. В первом этаже размещались вестибюль,
гардероб, приемные, кабинет владельца и служебные помещения. Третий этаж небольшой
высоты занимали жилые комнаты семьи владельца.
Через главный подъезд входили в первую комнату. Справа и слева,
в углах этой простой передней, полукругом вогнутые кафельные печи. Из передней — дверь в следующую, почти квадратную комнату
под круглой залой второго этажа; налево — парадная лестница и дверь в боковые комнаты нижнего этажа; направо — в помещения,
расположенные под "Екатерининским" залом. Стены и потолки всего нижнего этажа были отделаны с простотой и строгостью,
необычной по сравнению с верхним этажом. Едва заметные карнизы из скульптурных поясков и иногда незначительных украшений
дополняли скромную разбивку стен фресковыми узкими бордюрами; исключение составляла лишь более пышная отделка первой
комнаты при входе из сада. Едва ли возможно теперь точно сказать о назначении каждой комнаты, но чувствуется, что не
здесь проходила главная жизнь в доме, не здесь совершались радушные приемы, не здесь размещены были статуи и картины,
привезенные из столицы. Из главной передней широкая лестница вела во второй этаж; ступени ее первого марша служили основанием двух параллельных боковых лестниц, поднимавшихся выше. Эти стенки были украшены фресками,
а также изображениями местных видов и пейзаже, заключенными в прочные панно. Прямо против лестницы, у средней площадки — пейзажи
того же характера, а выше, между окон и двух колонн, полукруглая ниша с пьедесталом для бюста. Правда часть верхнего марша
лестницы проходила мимо наружной стены с окнами во двор; левая — мимо глухой стены соседних комнат; плоскость ее была расписана
ложными окнами с изображениями рам и занавесей, соответственно противоположной наружной стены. По строгой красоте и, одновременно,
уютности вестибюля, по архитектурной разбивке колоннами, пилястрами, окнами — действительными и ложными, второй этаж производил
восхитительное впечатление. Везде строгость и как бы холодность частей и безусловная красота архитектурного расчленения и теплых,
цветистых, но не пестрых тонов. Там находились столовая, гостиные и парадные залы, из которых наиболее значительны
предназначенный для танцев и концертов "зеркальный" зал и занимавший центральное место круглый в плане зал с колоннами,
поддерживающими хоры. В состав парадных помещений входили также две лоджии, расположенные симметрично в центре боковых фасадов.Через длинную площадку с колоннами, дверь вела в светлую переднюю с выходом на балкон лицевого портика, с его мощной колоннадой. Из передней - ход в центральный круглый двухэтажный зал, купол которого венчал здание. Шестнадцать колонн парами, чопорно и стройно, прижавшись к стенке, несли на своих капителях раскрашенный под мрамор антаблеман. По стене зала, над карнизом дверей, тянулся узкой полоской скромный бордюр рельефного белого орнамента на легком золотисто-желтом фоне.
Между колоннами, выше бордюра, окна, — ложные и настоящие, последние выходили в полутемные коридорчики третьего этажа, занятого, исключительно, мелкими, без всяких украшений, комнатками, лишь изредка с фресковым бордюром, огибающим дверь и незаметно скрывающимся под карнизом потолка. Освещался круглый зал верхним светом; он лился туда спокойно и ровно, озаряя величественную колоннаду и скромный карниз. Роспись купола изображала круглую
беседку, с восемью пилястрами, с гирляндами у арочек и трельяжем, раскинувшую свой купол высоко над головой зрителя. И благодаря
этой высоте, несколько сухая живопись купола, освещенная боковым светом, казалась мягким и приятным красочным пятном.
Зал "Четырех времен года"
Следующая пышная комната - зал "Четырех времен года". Ее стены и потолок были сплошь покрыты росписью, лепными орнаментами и барельефами.
Тут красота была рассыпана щедрой рукой. На одном из барельефов изображены амуры в сложной композиции. Размер барельефов 2 х 1,5
аршина. Потолок зала был занят фресковой росписью: центральный круг, со средней розеткой изящного, тонко выполненного рисунка,
играл колоритным блеском. Угловые части плафона, отделенные массивной полосой расписных кессонов, заключали в круглой рамке
аллегорические изображения четырех времен года. Так в углу этого плафона — изображение осени, в виде женщины в зеленой тунике,
сидящей под деревом с корзиной фруктов в руках; другая корзина с яблоками и виноградными гроздьями стоит у ее ног. Хороший
рисунок и мастерское исполнение говорит в пользу недюжинного художника; теплые, палевые и красные с серым, тона, смешивающиеся
с целой гаммой других — голубых, зеленых, розовых — производили приятное впечатление. Из комнаты — выход на балкон заднего
портика с могучими колоннами, оттуда очаровательный вид на сад и парк, на долину с прудами и резко выдающимся белым пятном
на фоне густой зелени — "Памятником благодарности".
Внизу -терраса, за которой начинается река густых, запущенных кустов
сирени, жасмина и других свидетелей роскошного когда-то цветника.Справа от этой комнаты был длинный угловой зал, покрытый
коробовым сводом. Слегка приплюснутый свод зала был разбит на поперечные полосы и расписан кессонами, а на поперечных
стенках, выше карниза, были изображены три местных пейзажа, из которых один представлял, вероятно, главную липовую аллею
перед дворцом. Боковые окна над карнизом давали массу света, мягко обливавшего живопись плафона и ниши, расположенных в
соответственном числе на глухой стене и заполненные
живописными изображениями местных видов, — по видимому самого дворца, летнего домика и колоннады Румянцева.
Стены зала с богатым скульптурным и живописным карнизом были разделены в вертикальном направлении на несколько частей,
занятых расписными декоративными панно, дверями, окнами, камином. Живопись панно была выдержана в золотисто-зеленых тонах;
каждое из них увенчивалось изображением двух старых грифонов, хвосты которых заканчиваются акантовой пальметкой; густой красный
фон окружал их. Над дверьми, окнами, камином и зеркалами были расписаны птицы у фонтана, серым на голубом фоне.
Дверь направо из этого прелестного зала вела в небольшой уютный зал с портретом Императрицы Екатерины II; Здесь плафон был
расписан сценой мифологического характера — богиня, окруженная амурами. Окружающий бордюр представлял балюстраду, за которой
раскинулось синее небо, с парящей богиней и порывисто бросившимся за ней юношей.
На одной из стен этой комнаты, в лепной орнаментальной раме, занимая половину стены,
от потолка до пола и от двери до угловой
печки, был написан архитектурный вид с колоннадой, удаляющимися зданиями, арками и проч.; в левом углу этого пейзажа, внизу,
был портрет Екатерины II в профиль, на темном фоне зеленой драпировки, странно повисшей в воздухе, не имеющей, по видимому,
никакого отношения к расположенной рядом же колоннаде. На портрете императрица сидела, облокотившись правой рукой на спинку
кресла; одета в серо-синее платье, сверху красная накидка с рукавами до локтя; на волосах головной убор, едва различаемый;
на спинке кресла и под локтем — желтая ткань.
Еще несколько комнат...
Из зала "Четырех времен года" налево были две последние большие комнаты. Первая с необычайно скромной, но удивительно красивой
отделкой стен, тонкими лепными бордюрами, без всякой живописи; в квадратных панно, ниже карниза были круглые барельефы.Тут же
была высокая печь, скорее украшение, чем предмет необходимости, она была сложена из больших кафельных плит, покрытых лепным
орнаментом и белой глазурью. Средняя часть печи, с трех сторон, имела три рельефных фигуры. Из следующей, угловой, почти
квадратной комнаты, с окнами, выходящими в густую листву сада, пройдя мелким коридором и комнаткой, можно было попасть в
небольшое помещение с балконом, соответствующее на другой стороне — Екатерининский зал. По изяществу и по форме эта комнатка
заслуживала особого внимания. Небольших размеров, продолговатая, закругленная в глубине, как изящная франтиха с тонким вкусом,
была украшена от потолка до пола рельефными орнаментами, медальонами и фресковой росписью.
Рядом с этой комнаткой расположено и несколько маленьких; тут же круглая винтовая лестница из прочного дуба, ведущая в третий
этаж и вниз. Опустившись по лестнице до уровня подвального помещения, можно было очутиться лицом к лицу со сплошной кирпичной
стеной со всех сторон — совершенно круглый колодец с опущенной посредине деревянной лестницей. Вероятно, тут имелось сообщение
с каким-нибудь из подвальных помещений (в одном месте есть как будто и намек на это).
Полуциркульные крылья.
Крылья дворца огибали двор, с его клумбами и цветниками.Флигели и закругленные крылья дома предназначались для гостей.
Интересна планировка крыльев. В них комнаты, расположенные в два
этажа со стороны парка, объединялись высоким одноэтажным коридором, протянувшимся вдоль наружной стены главного фасада.
Последние комнаты крыла отличались своими размерами и роскошной отделкой (печи, бордюры, фресковая живопись). Потолок
комнаты был белый в середине, покрыт у карниза широким бордюром; углы в красивой мягкой гамме были заняты изображением
двух крылатых гениев, с парой голубков в поддерживаемом ими круге. Дверь в последнюю угловую комнату была украшена
бордюром и расписным фресковым тимпаном с красиво скомпонованным орнаментом и фигурками сочностью и мягкостью колорита
невольно приковывающим к себе внимание.
Следует сказать несколько слов и о подвале центрального здания. Это было — массивное, угрюмое помещение с центральным,
как бы покрытым полушаром, слегка приплюснутым куполом с нишами, массивными железными крылами дверей и узкими коридорами. Он производил очень сильное впечатление.В подвале размещались кухня, кладовые и многочисленные хозяйственные помещения.
|
|